Основы педагогического дизайна
Что такое дизайн? Любой ответит – это искусство делать вещи красиво. Оригинальные идеи и авторская позиция – вот что лежит в основе успеха. И профессионализм.
Дизайнерские вещи – воплощение личного опыта художника, его взгляда на мир.
В последнее время понятие дизайн расширилось, приобрело новые смыслы. Под дизайном вещи сегодня понимают не только красоту, но совокупность характеристик, которые отражают ее привлекательность и удобство использования. Если говорить о бизнесе, то вещь должны хотеть купить. Почему? Существует масса причин, по которым человек может это сделать – эта подушка такая «ми-ми-ми», этот столик очень удобный, эта коробочка – «совсем как в детстве». Кроме банальных красоты и удобства, существует еще масса причин, по которым вещь становится востребована.
Итак, делаем вывод – дизайнер в широком смысле, это человек, умеющий проектировать будущие качество продукта. Что при этом учитывается:
- ощущения автора,
- удобство для производителя (вещь нужно экономично и не очень «заморочно», сделать),
- самое главное – потребность потребителя.
По поводу потребностей потребителя уточним, что это может быть и потребность, потребителем и не осознаваемая. Или не до конца осознаваемая. Как же тогда быть? Ответ очень простой – слушать, смотреть, собирать информацию, анализировать, делать выводы, ошибаться и делать правки.
Что касается педагогического дизайна, то очевидно, что здесь речь идет об участниках образовательного процесса. Учитель, родитель, ученик, руководство – вот основные участники процесса. Вроде потребности и приоритеты их известны, и понятно, какие идеи и устремления характерны для сегодняшнего времени, что действительно востребовано, а что только пена. А настоящих, хорошо воспринимаемых всеми участниками образовательного процесса, идей все же очень мало.
В традиционном понимании педагогический дизайнер – человек, который делает курсы, или учебные программы. Вернее, он может их сам и не делать, а просто подсказывать авторам, как это сделать наиболее эффективно. Обычно он «смотрит глазами ученика». Вообще глядеть на мир с позиции разных людей – это залог успеха.
Но почему все сводится к курсам (для студентов) или созданию интересных материалов к традиционным школьным программам предметов? Ведь школьная жизнь гораздо более многообразна. Можно использовать принципы педагогического дизайна в любой из сторон школьной жизни.
С чего начать? С идеи…
Что следует сделать дальше, как идею проверить?
- Поглядеть на нее глазами потенциальных участников образовательного процесса. Как им? Спокойнее? Приятнее? Увлекательнее? Вызывает, по Вашему мнению, восторг? А может, они хотят просто на диване лежать? Сколько времени? Это ж скучно! А родители как к этому отнесутся? А что они хотят? Не те, которые только требовать горазды, а те, которые образование своих детей во главу угла ставят. А руководство? Оно что желает? Почему им идея понравится (не понравится?) Что, можно ее реализовать, если поддержки не будет и руководству она не нужна или не стоит? А мне, а мне-то идея нравится?
- Как идею можно реализовать? Просто это или сложно. Лучше, чтобы было просто в плане ресурсов и организационных решений? А если сложно – отказываться? Или все же нет? Может, идея такая классная, что и сложности можно из-за нее преодолеть?
- Четко сформулировать: идею, цели, что хотите на выходе (в плане изменения человека, ребенка, а не получения денег, ресурсов и т.д.). Не обязательно глобально, изменения могут быть и не большие.
- Какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь цели? Как потом можно проверить, что цель достигнута?
- Какие ресурсы нужны? Финансовые, человеческие и материальные? Не очень ли много? Много? Как можно эти ресурсы найти?
- Проверить идею: на знакомых и не очень – детях, родителях, педагогах. Как им? Пришлось по душе или нет?
- Если после всех этих размышлений решено, что идея имеет право на жизнь – поздравляю, Вы – педагогический дизайнер и можете представлять свою идею миру.
- Представление идеи делайте коротким, ясным и убедительным. Идея, цели, пути, результат. Как проверить, что будет то, то задумано? Про качество графики (а лучше – инфографики) не забывайте, про качество написания текстов – Вы ж дизайнер, все должно быть прекрасно.
Все.